среда, 3 июня 2009 г.

Пранаяма

Никак не доберусь до компа, чтобы немного сосредоточиться и поделиться своими соображениями.

Пранаяма. Тему которую я бы рассмотрел сегодня, это дыхательные упражнения. Это самое доступное, практически в любом состоянии, средство оздоровления. О пранаяме много чего написано, много хорошей литературы, хороших авторов, поэтому технику дела я обсуждать не буду. Я лишь попробую донести смысл этого подхода. В данном случае, пранаяма это не столько приёмы, сколько подход. Основный смысл, как мне представляется, заключается в том, чтобы доставить кислород в самые дальние уголки нашего организма, до самых, самых тончайших и мельчайших нервных окончаний. Это, в общем-то, основное. Кислород - это величайший окислитель, он всё, что нам не надо окисляет и в результате организм имеет возможность вывести из организма. а клеточки, которые занимаются восстановлением имеют возможность заняться своей работой. а так, борьба может быть совсем не в вашу пользу. Организму нужно помогать, причём так, чтобы дисциплина и порядок - были строгие. Чтобы все свою работу знали хорошо... Тогда есть шанс поменьше обращаться к врачам и подольше сохранять активный, беспроблемный образ жизни.

Из своих наблюдений, я могу сказать, что если человек не может длительно выдыхать воздух или вдыхать, то это признак наличия какого-нибудь хронического заболевания. Как правило, такой человек страдает каким-либо недугом. Поэтому первый баланс – это наработка длительного выдоха и длительного вдоха. В связи с этим потребуется и тренировка, которая, в общем, ничего не требует, кроме наличия хорошо проветриваемого помещения, желания, хорошей литературы под рукой и аккуратное отношение к своему организму. Главное – не навредить.

Тут, наверно, следует указать о некоторых особенностях, которые, наверно, следует иметь ввиду. Первая – интенсивное занятия пранаямой – старят, прежде всего, лицо. Т.е., если присмотреться к животным, которые живут долго, они, в общем, дышат… эээ… ну, как бы сказать, редко, в общем. Это первое. Второе – неумелое обращение с дыханием – опасно и может причинить серьёзные травмы.

По-поводу первого – чтобы дышать несколько реже, нужно уметь это делать несколько эффективнее. Мы не рождаемся с этим умением, по крайней мере, большинство из нас. Тут нужно учиться и практиковаться. Т.е. задача научиться снабжать полноценно кислородом организм с одной стороны, с другой по мере навыков и пониманий продлить свою жизнь и сгладить процессы старения путём более редкого, но более эффективного дыхания. Второе, требует, наверняка, учителя и очень серьёзного отношения к занятиям. Но первое – вполне доступно, единственное, я сам, например, овладеть не смог йоговским дыханием. Меня научили. Ну, сейчас много школ, центров, вообще людей продвинутых в этом плане, поэтому может кто-то из знакомых, друзей может поделиться этим нехитрым, но весьма эффективным приёмом для собственного оздоровления и борьбы с недугами.

Выбор упражнений достаточно широк от простеньких на каждый день по Йогендре до мастерских курсов Айенгара. Но последний автор, например, не рекомендует какие либо физические упражнения совмещать с занятиями пранаямой. Т.е. например, если с утра интенсив, то пранаяма – во второй половине дня. Или наоборот. А лучше по совету Айенгара, день – асаны, день – пранаяма. В общем, я пробовал по-разному. Уже писал о том, что мои попытки разные занятия разнести по дням недели в условии нашей современной жизни, к сожалению, у меня эффективными не получились. Но это может у меня, у кого-то это может вполне отлично получается. По-крайней мере, я вижу людей, которые строго по каким-то дням занимаются и всё у них складывается.

У меня так не получается. Мне нужно, чтобы привычки работали на уровне ежедневной моторики. Какие привычки? – Это, конечно, вопрос очень серьёзный, над которым нужно всё время думать, но на этом я уже неоднократно акцентировал внимание.

Для себя и в качестве рекомендации – попробовать, я бы предложил, чему стараюсь следовать, это, как минимум, простенькая ежедневная пранаяма. У меня получается – вечером, практически перед сном. Не знаю насколько это правильно. Но сон всегда после дыхательных практик лучше, глубже, эффективнее. (не всегда получается, это другой вопрос). А утром, прежде чем подняться – продышаться как следует, по-моему всем полезно.

Основная проблема с дыханием у многих людей, как мне представляется, связана с тем, что привыкают люди, за годы дышать лишь частью лёгких, сами того не ведая, снижая свой потенциал во всех смыслах, лишая себя и свои органы полноценного снабжения кислородом. Это первое, а второе, слишком много времени в помещениях тоже не способствуют гармоничному функционированию организма.

В общем, для ослабленных, возможно даже больных людей, пранаяма – это реальный глоток свежего воздуха в борьбе за своё здоровье и возможно свою жизнь.

p.s. Третий день пытаюсь немного отдохнуть от прошлой недели. Т.е несколько облегчить нагрузку. Но всё равно, меньше 20 км никак не получается. Радует стадион, спортивная ходьба с сильным поворот корпуса в разные стороны. Мне кажется, что на меня это действует крайне позитивно. Сегодня дождичек как-то всех немного напугал и стадион был практически пустой. А я как раз закончил разминку по лесу и перебрался на стадион. Поскольку солнышко особо не было – прекрасный повод немного увеличить интенсив. Единственно что, забыл свою парусную шапочку и дождичек меня немного полил. Боюсь, что несмотря на все мои ежедневные процедуры опять подстудился. Ну, ничего не поделаешь, всякие трудности, когда что-то делаешь, неизбежны.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

А у меня дыхательные упражнения почему-то вызывают сильное нервное напряжение, после такой пранаямы "напиться" хочеться.

Mikhail Yr. Anikeev комментирует...

Это бывает. Некоторые авторы приводят примеры, что при пранаяме активно выделяется слюна. Что тут скажешь, ко всему надо приспособиться.

А вообще, лучше начинать с регулярной физкультуры. Пранаяма вообще-то, это уже следующая ступень.

Ну, как-то так.