пятница, 28 августа 2015 г.

Другие авторские оздоровительные программы.

М. Норбеков.

С программой оздоровительных практик М.С. Норбекова (суставная гимнастика; холод, тепло, покалывания) столкнулся в начале 90-х. Посоветовала мне обратить внимание на эти практики лечащий врач гастроэнтеролог. Врач с большим стажем и опытом. Мне тогда, в общем-то, выбирать особо не приходилось. В общем-то не знал, что делать. Искал варианты, искал информацию. Пробовал.

Гимнастика, скрутки, на мой взгляд, более чем имеют право на существование. Более того, время от времени применяю в качестве разнообразия в своих еженедельных программах. Т.е. 2-3 раза в неделю они присутствуют в моих занятиях. Иногда реже.

Эту гимнастику вполне можно рекомендовать как для начинающих, так и в качестве разминочных упражнений.

Техника: "тепло-холод-покалывания" освоить у меня не получилось ни тогда, ни спустя время. Хотя я знал о её существовании ранее от своего старшего товарища. Именно по этой методики его обучали диагностики ...эээ... буквально на пальцах по "меридианам" человеческого организма.

Во что дальше развилось направление М.Норбекова я, в общем-то, особо не интересовался. Мы с ним лично пообщались ещё тогда. И я для себя просто отложил, что "восток - дело тонкое".

Что касается техник ухода за глазами, то, на мой взгляд, это обычные йоговские практики из разряда элементарной гигиены. За глазами нужен уход. В общем-то ежедневный. Это как чистка зубов. Многие при этом сейчас осознают, что не только зубы следует чистить, но и основание языка утром и вечером очищать, особенно на ночь, весьма полезно. Препятствует размножению патогенной микрофлоры.



Школа йоги В. Бойко. 

Искал информацию о некой народности "хунза" или "хунзы", не знаю как правильно, наткнулся на материал опубликованный неким С. Бойко, сравнительно молодым парнем, но толково всё разложившим "по полочкам". Материла понравился, вопрос полностью был прояснён. Посмотрел его профиль, заинтересовался его продвинутостью, обратил внимание на ссылку о школе йоги, видимо, его отца.

Посетил сайт, оставил бы наверно, без внимания, но заинтересовала книга, выложенная в открытом доступе. И тут я был сильно удивлён столь продвинутому пониманию и прекрасной работе автора. Понятно стало откуда что идёт.

Книга, действительно, просто великолепная. Да, немного...эээ... самобытная что ли, несколько отличающая от "академических" подходов к столь важной теме, но возможно в нашей сегодняшней ситуации с мировоззрением людей такой подход более чем оправдан. Автору, в конце-концов виднее, тем более с такой практикой и таким опытом работы с людьми.

Некоторые разделы, например, "пранаяма", наверно, станет классикой для русскоязычной аудитории. Я уже давно пришёл к тому, что чаще в разговорах о пранаяме мне приходиться ограничиваться объяснением полного дыхания. Техники длительного вдоха, длительного выдоха и это уже занимает всю часть времени общения с конкретным человеком по этому вопросу. А здесь такое прекрасное изложение, просто ЛУЧШЕЕ из всех книг по йоге, которые мне приходилось встречать.

Впрочем, наверно, главное достоинство книги всё-таки в чётком и конкретном изложении метода йоги, возможно даже в какой то части её сути. На мой взгляд, в этом ключе - это блестящая работа.

Очень интересный раздел по истории вопроса, явно претендует на отдельное издание. Так понимаю, что автору есть что добавить по этому вопросу.

Что касается критики других авторских программ и вообще оздоровительных практик (мне так показалось), то, возможно сие стоит рассматривать в ключе МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ и тогда оно всё становиться понятнее. Очень важно, чтобы люди себя не калечили ни физически, ни психически. Это, на самом деле, очень серьёзная проблема. И в таком понимании может и правильно обращать внимания так как это сделал автор.

Общее впечатление от книги, нет скорее от капитального, значимого труда - очень, очень хорошее. Возможно, это просто прорыв для русскоязычной аудитории. Книга выдержала уже значительное количество изданий на протяжении довольно длительного времени, а я как-то не сталкивался. Но она действительно заслуживает не просто внимания, а настойчивого изучения и понимания. Ну, за исключением того, что на кое-что можно просто не обращать внимания.

Может быть когда-нибудь автор приведёт её к академическому изложению и она станет настольной книгой по йоге для многих поколений. Пусть и в том объёме, который обозначил автор. Практическо-рационалистический подход не только имеет право на существование, но и, мне так представляется, наиболее сейчас востребован. В этом я тоже поддерживаю автора.

Что касается школы, мне трудно комментировать. Я не занимаюсь с людьми массово, в закрытых помещениях и не имею соответствующего опыта. Вообще преподавание, это отдельная сфера деятельности. Хотя тема весьма заслуживающая внимания, по которой у меня ещё только складывается представление о том, что и как можно было бы предпринять. Это тема "клубов РАЗВИТИЯ". Но об этом попозже, по мере более чёткой проработанности вопроса в моих ощущениях и представлениях.

Книга о которой идёт речь называется "Искусство коммуникации".

     

Комментариев нет: