среда, 17 февраля 2021 г.

Тема общих режимов - 7.

 ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ.


Когда-то я затрагивал эту тему. И вообще она имеет очень длинную историю. Она ещё активно обсуждалась в Советском Союзе. Тогда были адепты, что интеллектуальное развитие несовместимо с активными физическими занятиями, ну, или с усиленной физической подготовкой. 

Так же были и другие точки зрения и примеры. Но, что я хотел отметить со своей стороны?

В целом, серьёзная физическая нагрузка, близкая к ежедневной, ну, как бы сказать, не оставляет свободной крови для активной мозговой деятельности. Но есть нюансы. 

Первый нюанс. Раскачивая кровоток, проходимость сосудов, возможности для активного снабжения мозга кровью существенно возрастают. Тем самым усиливается сообразительность, сосредоточенность, потенциальная концентрация, что весьма-весьма плодотворно сказывается на интеллектуальных способностях.

Нюанс второй. Интеллект, это не только мозг. Это ещё что-то из разряда прогностического, связанного там, со спинным мозгом, нервной системой, с запасом жизненных сил, вообще с какими-то полевыми аспектами через которые тоже проявляется интеллект, творчество, созидательные способности. И важно как там все эти коммуникации происходят, с какой скоростью. 

Третий нюанс. Слабый человек может быть умным, безусловно. Но надо ещё уметь управлять своим умом, обеспечивать ему комфортную среду уверенности в своих силах, быть уверенным в сохранении результатов своего умственного труда. Конечно, так бывает, что слабый человек в физическом смысле может иметь сильный дух, и, кстати, сильный физически запросто может иметь слабый дух, так бывает.

Четвёртый нюанс. Больному человеку, человеку с болезненными состояниями, а они неизбежно появляются, трудно пользоваться эффективно своими умственными способностями и развивать свой интеллект. Да и с мировоззрением тоже будут проблемы. 

Пятый нюанс. У всех разная генетика, обстоятельства воспитания и жизни. Не говоря уж там о способностях и предрасположенностях.     

Таким образом, если говорить о каком-то срединном пути или практично-целесообразном, даже с учётом того, что мы все очень разные не только по предрасположенностям, но и по целям, и устремлениям, то я бы сформулировал следующим образом. 

1. Физкультура нужна всем. Всегда, на протяжении всей жизни. Я считаю в большей степени, чем она сегодня присутствует в школе, учебных заведениях. Ну, на производствах её теперь нет, что очень зря, а в офисах её и не было никогда, что может быть и сыграло злую шутку в части духа и мировоззрения. 

2. Тренировать тело чрезвычайно важно. Но, по собственной воле. Задача семьи, общества и государства создать условия, объяснить преимущества, предоставить возможности. 

3. Есть некий уровень развития тела, когда дальше можно решать по какому пути идти и что развивать, и в какой мере. Но этот уровень понимания своего организма нужно достигнуть, установить эту связь с телом, ну, а потом корректировать свою индивидуальную программу в зависимости от задач и целей, которые ставятся. 

4. Практично - рациональный подход, на мой взгляд, заключается в том, чтобы настроить свою волну физических и интеллектуальных нагрузок. И в зависимости от задач её регулировать.

5. Но всегда нужно помнить, что наши тела рождены для движения. И что правильные обменные процессы происходят при движении на свежем воздухе, а всё остальное, это компромиссы и пограничные ситуации. (Нет, ну, понятно, конечно же, что движение на лодке под парусом через моря, океаны, с физической нагрузкой в виде работы с парусами, всегда свежий, йодистый морской воздух, это конечно же трудно назвать компромиссом.)

6. В общем, для того, чтобы мозг, условно говоря, работал эффективно, процессы в теле должны происходить наилучшим образом. Ну, или по крайней мере, вполне есть смысл стремиться к подобным ориентирам. 

Подводя итог, исходя из целей развития индивидуальности и в каком-то сверх-глобальном  смысле, чтобы не заблудиться и не потеряться в манипуляциях тренировать и развивать нужно и то, и другое. Поскольку одно без другого нормально не функционирует. 

Причём, время уплотняется. Скорости информационных потоков возрастают. Давление на психику увеличивается. Поэтому, требование к состоянию духа, широты кругозора, требование к состоянию личных качеств, способных всё это переваривать, будут только расти. 

Нет никаких, мне кажется, альтернатив, как спокойное, ровное, последовательное, самостоятельное развитие. Причём, для нынешних поколений всех возрастов это сверхзадача по сути дела. Потому, что нужно каждому индивидуально, а это очень тяжело для подавляющего большинства. 

В следующих поколениях возможно будет попроще, поскольку всё, что вы освоите для себя в этой, своей жизни, вы передадите дальше уже с пониманием предмета. Ну, правда там, наверно, будут и другие вызовы.             

Комментариев нет: